serj_aleks wrote in metamodeling

Categories:

Идея об аналитической герменевтике

«... герменевтику начали рассматривать как универсальную дисциплину и даже философскую метатеорию, способную трансформировать философию в целом ... герменевтическое понимание, какие бы формы оно ни принимало ... с необходимостью связано с языком ... о ... двух исторических линиях герменевтики ... Для первой характерна установка, что объектом понимания является высказывание. Вторая направлена на понимание самого понимания.

В качестве одного из первых примеров герменевтического анализа выражений можно рассматривать критическую философию Канта. В «Критике способности суждения» Кант выделяет четыре формы высказываний. Это когнитивные, ценностные, чувственные и эстетические высказывания ... Данную классификацию суждений можно рассматривать в качестве герменевтического анализа высказываний, сущность которого сводится к анализу логической структуры высказываний. Проведенный Кантом герменевтический анализ суждений имеет важные следствия для герменевтической теории значения. Он показывает, что не существует единого подхода к анализу выражений. Напротив, единообразные по форме высказывания могут основываться на различной логике: не только на логике предикации, но и на логике цели, чувственного желания или интеллектульного чувства.

... герменевтику можно рассматривать как альтернативу ориентированной исключительно на суждение теории познания, наглядно демонстрирует концепция Георга Миша ... если теория познания концентрируется на анализе научного мышления, то для герменевтики первичным оказывается жизненный опыт и исторические формы выражения и фиксации этого опыта ... В целом герменевтика должна предстать как аналитика целостной духовно-исторической жизни человека или «критикой исторического разума» (по собственному выражению Дильтея) ... мыслить понятийно не означает то же самое, что мыслить при помощи понятий. Понятийное мышление можно свести, согласно ему, к предметному мышлению ... «Мыслить предметно», по сути, адекватно способности удерживать отношение к тому же самому предмету в различных ситуациях и в различное время. Примером предметного понятийного мышления является язык, который «эвоцирует» значения, а не образует их на основе суждений. Эвоцирование подчиняется различным логикам ... Значение есть результат означивания, как особого, осмысленного отношения к жизни, при котором реально значимое артикулируется в идеальной форме. Человеческая жизнь артикулирует или репрезентирует себя в форме «чисто дискурсивной» и эвоцирующей речи. На основании текстов Миша можно реконструировать следующие различия между ними: первая служит для доказательства и аргументации, вторая творит символическую действительность ... Первая движется в пределах «пространства оснований» (выражаясь языком Р. Брэндома), состоит из отдельных законченных высказываний и построена на логическом следовании одного утверждения из другого; вторая состоит из «открытых», незавершенных высказываний, которые важны не сами по себе, а подчинены раскрытию целого путем развертывания его отдельных аспектов, связанных между собой не отношениями логического следования, а посредством смысла. В «чисто дискурсивной» речи логическую структуру каждого отдельного высказывания представляет суждение, а его элементами являются общие понятия, основывающиеся на абстракции. В эвоцирующей речи используются «конкретные понятия», схватывающие сущность вещи посредством значения в определенном жизненном контексте.

Кёниг предлагает теорию о «детерминирующих» и «модифицирующих» предикатах. «Детерминирующие» предикаты описывают чувственно воспринимаемые предметы; «модифицирующие» предикаты артикулируют идеальные предметы. Возможность «модифицирующих» предикатов он объясняет «самодифференциацией» разума, который предстает у него одновременно как рецептивно-продуктивный орган. Кёниг говорит об особом «чувстве» бытия, которое можно охарактеризовать как чувство, направленное на восприятие смысла. Это чувство, свойственное разуму, побуждает последний осмыслять посредством вербализации доставляемые им неартикулированные содержания. Мышление мыслит, таким образом, само себя, артикулируя в словесной форме собственные впечатления ... Механизмом образования понятий в данном случае, согласно Кёнигу, является метафора ... «Модифицирующие» предикаты возникают благодаря экспликации, а не благодаря предикации. Для объяснения этого процесса Кёниг предлагает различать между «мнимым» и «подлинным» субъектом (объектом?) высказывания, что можно проинтерпретировать как различие между грамматическим и логическим ... понятийное мышление не связано необходимым образом ни с формальным умозаключением, ни с верификацией. 

Предлагаемый взгляд на герменевтику ... может внести вклад в решение широко обсуждающейся сегодня проблемы пропозиций [4]. Как известно, Г. Фреге ввел в философии разделение высказываний на пропозиции и не-пропозиции с целью разграничения научных и ненаучных (например, в литературных текстах) высказываний. С тех пор не утихают споры о границах научности, о соотношении научного и ненаучного познания, о познавательном статусе литературы и т.д. ... В соответствии с ... видами пропозиций можно выделить различные виды познания: научное, ненаучное и связанное с языком априорное познание. Следующий шаг в герменевтическом исследовании должен состоять в анализе данных видов знания и присущих им способов и закономерностей формирования понятий.

Пример «герменевтического анализа» — соизмеримость, бикультурность и доместикация.

Вопрос — Как эти тексты категоризируют существующие алгоритмы автоматизации интеллектной операции «классификации» и как с этим соотнести гипотетический AGI?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened