serj-aleks08

Центр изучения современных русскоязычных авторов картины мира

Изучая биографию современного французского интеллектуала Квентина Мейясу обратил внимание на его участие в создании центра по изучению современной французской философии. Само собой возник вопрос о том, что такие центры необходимы на всех языках и, в частности на русском. Это не «интеллектуальные фабрики» и не «мозговые штурмы». И эта практика не должна ограничиваться институциональными философами. Такой центр может иметь общественный характер и в идеале его участниками должны быть сами авторы. Некая специализированная вики «Картина мира». Декларирую такой проект в рамках проекта МЕТАМОДЕЛИРОВАНИЯ. Начнём здесь с  постов с тегом «КартинаМира» и будем думать о дальнейших шагах.

serj-aleks08

Топологические формальные контексты

serj-aleks08

Общая лексическая инфраструктура МЕТАМОДЕЛИРОВАНИЯ и МЕТАПОЗИЦИИ

Кажется, что удалось более четко позиционировать МЕТАПОЗИЦИЮ. Ну и поскольку проект GLOTEON оказался общим для МЕТАПОЗИЦИИ и МЕТАМОДЕЛИРОВАНИЯ, случайно или нет, но это фокусирует, по крайней мере мои субъективные усилия. Выделение некой общей терминологии и концептуализация как суть любой интеллектуальной практики — прагматика как для МЕТАПОЗИЦИИ, так и для МЕТАМОДЕЛИРОВАНИЯ. Уже только осознавая, этот, казалось бы незначительный для себя факт, само собой пришло понимание проблемы соотношения между контекстной зависимостью и однозначностью. В силу ограниченности общего воспринимаемого словаря контекстная зависимость неизбежна и, практически, для любого термина, а однозначность возможна на уровне структур, то есть либо концептов, либо предикатов.

Лингвистика высших уровней - критическая и творческая

Термин «концепт» как элемент терминологической культуры

Теорема об однозначности предикатов

Однозначная и многозначная связь в суждении

П. С. Завел метки — метапозиция и gloteon. И скорее всего акцентируюсь на этих двух аспектах.

serj-aleks08

Пираты и политики в математике

Организация ученого сообщества определяет природу системы вознаграждений, получаемых учеными ... эгоистичные «пираты» от науки присваивают или замалчивают идеи других ученых, чтобы создать новые или сохранить старые господствующие организации или интеллектуальные системы ... В математике противодействие инновациям обычно исходит не от консервативных защитников старых парадигм, но от соперников-новаторов ... Нововведения в математике всегда вызывались не накоплением эмпирических (или логических) аномалий, а скорее стремлением найти общие правила, которые могли бы ускорить решение задач. Это не куновское «решение головоломок» как норма науки. Математики любят задавать загадки друг другу, но не потому, что обладают парадигмой их решения. Наоборот, они бросают вызов друг другу, выбирая загадки, которые слишком трудны для существующих концепций и методов. Инновации и революции укоренены в социальной структуре интеллектуального соревнования ... вероятность появления инноваций меняется в зависимости от организационных условий научного соревнования. Наличие некоторого минимального уровня соперничества создает условия для рождения новых идей. При смене организационных ресурсов возникают новые формы соревнования, стимулирующие прогресс математической мысли. Анализ скандалов вскрывает эти аспекты развития математики. Математика является теоретической сердцевиной большинства эмпирических наук, которые достигли определенного уровня сложности. Поскольку математика раскрывает динамику теоретического соревнования в более или менее чистом виде, она может служить моделью инноваций во всех науках — в той степени, в какой развитие этих наук стимулируется теорией ... Пользуясь большим числом публикаций, некоторые ученые стали издавать чужие исследования под другим названием. Учитывая, что степень фрагментации и специализации в математике крайне высока и что количество читателей той или иной математической статьи весьма ограниченно, можно предположить, что подобные случаи происходят и в математике: фрагментация этой науки так велика, что этого просто никто не замечает. Однако интеллектуальный прогресс в науке не может остаться незамеченным. Отсутствие крупных скандалов или острых конфликтов позволяет предположить, что ныне математическое сообщество не переживает серьезных организационных перемен. По крайней мере, перемен, затрагивающих основания организационной системы этой науки ... Несмотря на то, что засекреченность методов решения задач характерна для математики в относительно ранние периоды ее развития в разных культурах, а также на то, что со временем эта засекреченность уступила место открытому соревнованию, нет оснований считать, что секретность не станет «нормой» в будущем. В наше время на такую возможность намекает нам стремление многих правительств превратить релевантные для криптографии математические достижения в «информацию с грифом секретности» ... Организационную структуру математики может изменить также природа и доступность организационных и материальных ресурсов. Если математики будут становиться все более зависимыми от военного финансирования или дорогостоящих компьютеров, они могут стать свидетелями именно такой организационной перестройки ... Ни теория Мертона, ни теория Куна не могут предсказать изменений в интеллектуальной сфере ... Единственная модель, которая, как нам кажется, согласуется с нашими данными, — это модель теоретических групп, предложенная Гриффитом и Маллинзом [Griffith and Mullins, 1972; 1973] ... "стандартный текст" ... «сетевая стадия» ... Интенсивность научного творчества наиболее высока в период наиболее серьезных прорывов к новым организационным формам, структурирующим научную деятельность и коммуникацию. Организационные прорывы оказываются также главной причиной научных скандалов, из чего следует, что в эпоху, свободную от научных скандалов, снижается и вероятность интеллектуальных прорывов. Влияние различных видов научного соревнования и частных институциональных учреждений на содержание интеллектуального творчества еще предстоит яснее определить, уточнить и формализовать в ходе дальнейшего анализа. Такая теория могла бы быть приложима не только к математике, но и, в соответствующей модификации, ко всем теоретическим наукам.
Collapse )
serj-aleks08

Прототип компьютерного эго

From a set of parts to an indivisible whole. Part I: Operations in a closed mode

From a set of parts to an indivisible whole. Part II: Operations in an open comparative mode

https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/0805/0805.0455.pdf

Из множества частей в единое целое. Часть III: Целостное пространство многообъектных отношений

https://arxiv.org/abs/0806.1355

Что такое жизнь и как она возникла?

serj-aleks08

Мир как интерпретация

Необходимо проанализировать позицию МЕТАМОДЕЛИРОВАНИЯ в сравнении с МЕТАМОДЕРНИЗМОМ и КОНСТРУКТИВИЗМОМ.

Мир как интерпретация

Конструктивизм: мир как интерпретация (часть 2)

Различие в онтологическом смысле первично по сравнению с наличием (существованием?). Изначальность различия связана с отсутствием тождества между ... смыслом и вещью, с конечностью природы человека и его промежуточным местом в глобальной структуре бытия. Различание составляет основу бытия и оппозиции наличия/отсутствия, будучи постоянным смещением, ... интервалом. Различание находится вне мыслительных категорий. Оно есть ... переход (смещение) от одной вещи к другой, от одного полюса оппозиции к другому ... не является ни словом, ни концептом и не может быть понято в рамках системы знаков.

Архе-письмо, архе-след и различание как некие квази-первоначала связаны друг с другом, в определенном смысле составляют одно и то же. С позиции архе-письма можно наблюдать письмо — речь, с позиции архе-следа — наличие — отсутствие, а различание позволяет увидеть тождество — различие.

Манифест метамодерниста, Заметки метамодерниста, Метамодернизм: краткое введение

Факты и интерпретации (Интерпретация: основа пост-современного)

serj-aleks08

Метаобучение

Большинство исследователей машинного обучения фокусируются на предметно-ориентированных алгоритмах обучения. Можем ли мы построить алгоритмы обучения общего назначения, в частности, алгоритмы метаобучения, которые могут научиться лучшим алгоритмам обучения? Этот вопрос был основной движущей силой исследований Шмидхубера с момента его дипломной работы по мета-обучению в 1987 году, где он применил генетическое программирование.


serj-aleks08

AGI-20

23-26 июня 2020 г., Санкт-Петербург

Конференции AGI, начиная с первой в 2006 году, были организованы Обществом искусственного интеллекта в сотрудничестве с Ассоциацией развития искусственного интеллекта (AAAI). Материалы AGI-20 будут опубликованы в виде книги в лекционных заметках Спрингера в серии AI , а все принятые документы будут доступны в Интернете.

Серия конференций AGI сыграла и продолжает играть важную роль в возрождении исследований в области искусственного интеллекта в более глубоком, оригинальном смысле слова «искусственный интеллект». Конференции поощряют междисциплинарные исследования, основанные на разном понимании интеллекта и изучающие разные подходы.

http://agi-conf.org/2020

serj-aleks08

Когнитивный язык мысли

Концептуальный язык мысли, как правило, не отделен строго от естественного языка и содержательно использует его слова и конструкции. Кроме того, он часто оказывается изолированным от более низкого, перцептивного уровня мышления, результаты которого он фактически описывает. А в таком случае он не имеет статуса языка мышления как такового. Он становится лишь инструментом для описания языковых значений, а не человеческих мыслей. Мы попытаемся сделать первый шаг к построению когнитивного языка мысли, свободного от указанных недостатков. Этот язык будет состоять из двух взаимосвязанных частей: невербальной концептуальной, ориентированной на язык и значения его единиц, и когнитивной, обращенной к человеческому восприятию и видимым событиям действительности.

Сенсорное слово и его значение. Основное значение сенсорного слова = Прототип ← Функция, где оба компонента имеют сугубо когнитивную (невербальную) природу. В основе базовых концептов лежит двухкомпонентная структура «Форма — Функция». Это дает основание полагать, что основные значения сенсорных слов суть базовые концепты.

Collapse )